Эталон выполнения контрольной работы

1. Открывается работа титульным листом, где указывается полное название образовательного учреждения, предмет, тема контрольной работы, фамилии автора и руководителя, место и год написания. 

2. Общий объем контрольной работы не должен превышать 7-10 страниц для печатного варианта.

Выделить всё CTRL + A,

Формат — Абзац —

- выравнивание по ширине.

- Первая строка – отступ – 1,25 см;

- Интервал междустрочный полуторный (1,5 интервала).

Формат —  Шрифт –

- Times New Roman или Arial Cyr,

- размер шрифта - 14 пт.

Файл — Параметры страницы — Поля страницы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см.

3. Каждая структурная часть контрольной работы (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы (Вставка — Разрыв – Новая страница).

4. Определим стиль заголовка: Курсор на заголовке. На панели форматирования Заголовок 1: Шрифт параграфа 16 пт, выравнивание по центру, полужирный шрифтTimes New Roman или Arial Cyr, Формат Абзац Интервал Перед 48 пт., после 36 пт.

После заголовка не ставится точка. Заголовки нумеруются арабскими цифрами с точкой.

Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Для форматирования остальных заголовков достаточно выбрать на панели форматирования Заголовок 1.

Если необходимо создать многоуровневую структуру глав, то младшие уровни имеют больший номер Заголовка и меньший размер шрифт, но больше основного текста на 2 пт. (тогда Заголовок 1 — 18 пт, а Заголовок 2 — 16 пт.).

заголовки одинакового уровня располагаются друг под другом;

заголовки каждого последующего уровня смещаются на 1,25 см вправо по отношению к заголовкам предыдущего уровня;

все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номе­ра страниц фиксируются в правом столбце содержания;

главы и параграфы могут нумероваться по многоуровневой систе­ме, в этом случае порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3), а параграфы имеют двойную нумерацию  (нап­ример: 1.1, 1.2, 1.3): здесь первая цифра указывает на принадлежность с главе, вторая — на собственную нумерацию параграфов;

введение и заключение не нумеруются

5. Для автоматического создания оглавления Вставка — Ссылка — Оглавление и указатели — Изменить.

6. Страницы контрольной работы нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся внизу в середине листа.  Вставка — Номера страниц — Внизу страницы; От центра; Номер на первой странице не проставляется (убрать метку) (это не относится к содержанию контрольной работы).

7. Для создания ссылки: Вставка — Ссылка — Сноска

8. Объем стандартного контрольной работы равен 7-10 листам.

9. Оформленная контрольная работа должна быть сброшюрована, либо оформлена в папку с файлами.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙРАБОТЫ

Контрольная работа  должна иметь следующие структурные элементы:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основную часть;
  • заключение;
  • библиографию;
  • приложения (при необходимости).

Содержание структурных элементов контрольной работы

Титульный лист является первой страницей контрольной работы  и заполняется по определенным правилам (см. Приложение).

Оглавление помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются.

Во введении необходимо сформулировать суть исследуемой проблемы, обосновать выбор темы контрольной работы, дать краткую характеристику жанра первоисточников (исследование, монография, статья, рецензия, учебник и т.д.), сформулировать цели и задачи данной работы.

В основной части раскрываются основные положения выбранной темы в соответствии с изученной литературой. Если в контрольной работе поднимается несколько проблем, можно расположить материал основной части в нескольких главах, присвоив им подходящие названия. Автор контрольной работы должен указать, какие пути решения проблем предлагают авторы первоисточников, отметить имеющиеся точки зрения на рассматриваемые проблемы и высказать собственное мнение, выработанное на основе анализа первоисточников. Цитирование и ссылки не должны подменять позицию автора контрольной работы

В заключении необходимо сделать собственные выводы по проблемам, оценить актуальность поднимаемых в первоисточниках проблем, высказать согласие или несогласие с позицией авторов первоисточников.

Библиография содержит список только использованной в контрольной работ литературы.

В приложениях помещаются табличные материалы, рисунки, графики, нормативно-правовая и другая документация, на основе которой в работе сделан анализ и выводы, и другие материалы.

Работа должна быть написана ясно и грамотно, не допускается газетный стиль изложения, обращение к позициям авторов  должно быть корректным и уважительным. Вместе с тем не нужна излишняя наукообразность. Надо четко разграничивать свои идеи и заимствованные. Заимствованные идеи вправе активно использовать, но с обязательной ссылкой на автора этой идеи или источник информации.

В контрольной работы четко должны быть определены идеи автора работы, которые он будет защищать.

Номер соответствующей главы ставится в начале заголовка. Заголовок пишут с прописной буквы. В конце заголовка точка не ставится. Не рекомендуется подчеркивать заголовки или использовать переносы в слове.

Цифровой материал рекомендуется оформлять в таблицы.

Все заимствованные идеи, фактический материал, цитирование выступлений специалистов, ученых; данные, взятые из статистических обзоров, должны иметь ссылки на авторов или источник.

Рекомендуется выбрать один из предложенных ниже вариантов оформления ссылок: подстрочные ссылки или ссылки на литературу, указанную в списке, с указанием номера по списку и страницы в источнике.

Раньше очень активно использовался вариант подстрочного оформления сносок. При цитировании источника после фразы ставится отметка, а внизу страницы указывается источник информации. При использовании компьютерного набора при доработке контрольной работы очень часто возникают ситуации перехода сноски на другую страницу.

Проще использовать наиболее распространенный способ оформления ссылок - оформление ссылок с использованием уже составленного списка литературы. Для этого при работе с материалом, будь то статистический материал, статьи законов или монографии, требуется в своих записях точно указать источник и страницу, с которой вы использовали материал. После выстраивания списка литературы по выбранному способу оформить в работе ссылки.

Оформление таблиц:

- таблицы размещаются сразу после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;

- слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком;

нумерация таблиц производится арабскими цифрами без номера и точки в конце; если тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «Таблица» не пишется; Нумерация таблиц может быть как сквозной по всей контрольной работе, также по главам (в этом случае номер таблицы должен включать как номер главы, так и номер таблицы в данной главе, например: таблица 2.3, это -  таблица 3 главы 2).

- название таблицы, если оно есть, располагается между ее номером и собственно таблицей и пишется с прописной буквы без точки конце;

- заголовки столбцов таблицы пишут с прописной буквы;
подзаголовки – со строчной, если они составляют одно предложение с заголовком;

- при переносе таблицы на следующую страницу заголовок таблицы воспроизводится на новой странице и над ним помещается надпись «Продолжение таблицы такой-то». Если заголовок громоздкий, то можно его  не повторять – в этом случае в начале таблицы, в строке, следующей после заголовков столбцов, ставят номера столбцов и на следующей стра­нице только повторяют их нумерацию.

Оформление иллюстраций, схем, диаграмм:

Все остальные иллюстрации, графики, диаграммы, схемы, логические связи, представленные в схеме, обозначаются словом «рисунок». Рисунки также нумеруются арабскими буквами и обязательно имеют название (Например: Рис.7. График выполнения контрольной работы). Название и номер рисунка ставят под рисунком. Если в работе всего один рисунок, то он не нумеруется и слово «рисунок» не пишется, но название рисунка обязательно.

Оформление списков:

- элементы списков могут как нумероваться арабскими цифрами с точкой и печататься с абзацного отступа с прописной буквы, так и маркироваться символом тире и печататься с абзацным отступом со строчной буквы;

- если в конце перечисления ставится точка, то следующее перечис­ление пишется с прописной буквы; если ставится запятая или точка с запятой, то следующее перечисление начинается со строчной буквы.

Оформление цитат:

- при дословном цитировании мысль автора заключается в
кавыч­ки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в перво­источнике. По окончании цитаты делается ссылка на источник. В ссыл­ке указываются: номер книги или статьи (в списке использованной литературы), номер страницы, где находится цитата. Например, обоз­начение [4. С. 123] указывает, что цитата находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 из списка литературы;

- при недословном цитировании (пересказ, изложение точек
зре­ния различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключа­ется, после высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, нап­ример: [23];

- если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому
изда­нию, то ссылку следует начинать словами «Цит. по...» или
«Цит. по кн...» и указать номера страниц и номер источника в списке литературы, нап­ример: (Цит. по кн. [6. С. 240]);

- если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточ­нике начинается со строчной буквы, и заключается в кавычки; цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы;

- при цитировании допускается пропуск слов, предложений,
абза­цев без искажения содержания текста первоисточника; пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль; в цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цити­руемом источнике.

Оформление уравнений и формул.

Уравнения и формулы, встречаемые в работе, должны удовлетворять следующим требованиям к их оформлению:

- каждое уравнение или формулу следует писать в новой строке;

- выше и ниже каждого уравнения и формулы должно быть
оставлено не менее одной свободной строки;

- пояснение значений символов и числовых коэффициентов про­сится непосредственно под формулой в той же последовательности, которой они даны в формуле, первую строку пояснения начинают слова «где» без двоеточия, и значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.

Оформление библиографии.

- Библиография – список используемой литературы, рекомендуемые материалы или перечень книг по данному вопросу: источники, используемые при написании работы.

- Список располагается чаще всего в алфавитном порядке по фамилии авторов и заглавиям книг.

- Правила оформления библиографических списков:

- если книга написана одним автором или авторским коллективом (не более 4 человек), то ее библиографическое описание должно начинаться с указания фамилии и инициалов автора или авторов. После фамилии ставится точка; далее указывается полное название книги, снова ставится точка и тире; вслед за тире идет название города, в котором вышла книга, точка, двоеточие, название выпустившего книгу издательства (без кавычек), запятая, год издания, точка, тире, общее количество страниц. Например:

Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. – М.: Норма – Инфа М, 2000. – 744 с.

- если книга написана большим авторским коллективом или автор вообще не указан, она должна указываться по заглавию; в таком случае библиографическое описание выглядит так: заглавие, косая черта, фамилия ответственного редактора, точка, тире, название города, двоеточие, название издательства, запятая, год издания, точка, тире, количество страниц. Например:

Социальная работа / под общ. редакцией В. И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 576 с.

- если использованы материалы статьи, опубликованной в
сборни­ке или периодическом издании, она описывается так: Ф. И. О. автора, название статьи (главы, раздела), две косые черты, название сборника или периодического издания, в котором помещена статья (без кавычек), тире, год издания, точка, номер, точка, тире, номера первой и последней страниц. Например:

Мигдал А. Б. Физика и философия // Вопросы философии. – 1990. № 1. – С. 5–33.

Оформление приложений.

Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления:

- приложения следует оформлять как продолжение контрольной работы,
рас­полагая их в порядке появления на них ссылок в тексте;

- каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1;

- каждое приложение имеет заголовок, напечатанный прописными буквами, который располагается посередине строки под нумерацией приложения;

- если приложений более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией и они должны иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами;

- нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста;

- связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см.»; указание обычно заключается в круглые скобки, например: эмпирические данные (см. приложение 1) можно сгруппиро­вать следующим образом.

Критерии оценки контрольной работы.

Критерии оценки контрольной работы могут быть как общие, так и частные.

К общим критериям можно отнести следующие:

  • соответствие контрольной работы теме;
  • глубина и полнота раскрытия темы;
  • адекватность передачи первоисточника;
  • логичность, связность;
  • доказательность;
  • структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);
  • оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);
  • языковая правильность.

Частные критерии относятся к конкретным структурным частям контрольной работы: введению, основной части, заключению.

1) Критерии оценки введения:

  • наличие обоснования выбора темы, ее актуальности;
  • наличие сформулированных целей и задач работы;
  • наличие краткой характеристики первоисточников.

2) Критерии оценки основной части:

  • структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;
  • наличие заголовков к частям текста и их удачность;
  • проблемность и разносторонность в изложении материала;
  • выделение в тексте основных понятий и терминов их толкование;
  • наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

3) Критерии оценки заключения:

  • наличие выводов по результатам анализа;
  • выражение своего мнения по проблеме.

Общая оценка за контрольную работу выставляется следующим образом: если ученик выполнил от 65 % до 80 % указанных выше требований, ему ставится оценка «удовлетворительно», если 80 % - 90 % требований, то «хорошо», а когда 90 % - 100 % - отметка «отлично».

По усмотрению преподавателя контрольная работа может быть представлена  на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным  темам.

Составление и оформление списка литературы

Возможно использование одного из следующих способов составления списка литературы:

  • алфавитный;
  • систематический;
  • в порядке упоминания.

Алфавитный порядок предполагает составление списка литературы в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора или, если нет автора, по первой букве названия используемой работы. При этом работы одного автора располагаются в хронологическом порядке.

Систематический способ составления списка литературы требует несколько иного порядка. На первом месте ставятся официальные нормативные документы: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Федерации, Кодексы, Указы, постановления и распоряжения местных органов власти, ведомственные распоряжения, материалы съездов политических партий и общественных движений, материалы конференций общественных организаций.

Затем указываются статистические сборники, ежегодники Центральных статистических управлений, материалы областных статистических органов, материалы архивных учреждений

Затем расставляются научные источники в алфавитном порядке. При этом обязательно указываются все источники, на которые делаются ссылки, но возможно указание литературы, с которой ученик работал, но в работе на нее не ссылался. В этом списке указываются  монографии, статьи, опубликованные в сборниках научных конференций, статьи из специальных журналов, депонированные рукописи, учебные пособия, материалы из газет. Работы одного и того же автора необходимо указывать в хронологическом порядке.

Рекомендуется использовать систематический  способ составления списка, так как  сразу видно какую нормативную базу проанализировал и использовал ученик в своем исследовании.

Каждый источник, указанный в списке литературы, должен быть записан в соответствии с правилами библиографического описания. Данные требования необходимо учитывать уже на этапе первичной работы с литературой. Библиографическое описание литературы изучается в специальном курсе. Образец оформления списка литературы дан в Приложении 2.

Обязательно необходимо изучить и включить в список литературы не менее 5 источников, исключая нормативные документы.

Оформление презентации:

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Рекомендации по созданию презентации

Общие требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название выпускающей организации; фамилия, имя, отчество автора; наименование ОУ, где работает автор проекта и его должность.

Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) урока-презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. (Наиболее приемлемым и удобным в работе является ЦОР «Использование Microsoft Office в школе». К данному ресурсу имеются учебно-методические рекомендации для педагогов. Вновь же пришедшие ЦОРы, в основном, сложны в управлении, требуют от учителя-предметника дополнительных серьёзных знаний в области информатики и ИКТ);

последними слайдами урока-презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов:

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

 

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.


Представление информации:

Содержание информации

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

рамки; границы, заливку;

штриховку, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.

 Приложение